«Не всякому дано побывать в Коринфе»
Кто-то из очень Древних
Кто-то из очень Древних
29.IX-30.IX.2016. Коринф. Древний, Старый, Новый.
В один из дней
доехали до Старого и Древнего Коринфа (Acrocorinth).
Самый Древний
Коринф расположился на мощной скале в нескольких километрах от побережья. Кто и
против кого начал строить мощную крепость, да еще на вершине утеса 8000 (восемь
тысяч!) лет назад остается загадкой. В основоположники Коринфа записывают
Сизиф, с чем я готов согласиться, потому как только очень упорному строителю
захотелось бы таскать туда материалы.
С одной
стороны скалы почти отвесные, там могут взобраться только альпинисты-пауки. Ко
входу для нормальных людей проложена извилистая асфальтированная дорога, по
которой мы поднимались на машине несколько минут. И нет чтобы красиво въехать в
сам город, так стоянка вынесена за его пределы. И утром она еще в густой тени.
Подъем к
воротам по отполированным тысячелетиями камням – занятие, требующее
внимательности. Нечего водить головой по сторонам, можно легко поскользнуться.
Сразу после
крутого подъема идет первая линия стен, за ней еще две. Словом, архитекторы
планировали уверенно и безопасно обороняться здесь долгое время.
Но несмотря на
их усилия, римлян это не остановило. Коринф был уничтожен, как сам город, так и
его жители. Дальше были византийцы, которые возродили город, который снова разбогател.
И восстановили цитадель, которая стала основой укрепленного района,
контролировавшего перешеек. После падения Константинополя не устоял и Коринф.
Османская империя – последняя из Империй, отметившихся в книге посетителей
Коринфа. В крепости даже есть схема,
поясняющая, где чья кладка.
Внутри же мало что сохранилось.
Внутри же мало что сохранилось.
Немного стен.
Пара башен да
отдельные строения, такие как храм Афродиты, в которых побывало по нескольку
религий.
Есть несколько
точек, откуда открывается роскошнейший вид во все стороны. На бесконечные ряды
оливковых деревьев
На убегающую
вдаль дорогу
На Новый
Коринф, залив и Лутраки
Словом, есть
куда во все горло крикнуть «Тагииииил!».
Трудно себе
представить жизнь в этом добровольном затворничестве. Вот, предположим, как
протекала жизнь рядового стражника. Сменился с дежурства, скромно поел,
отдохнул. А дальше? Предложение «сбегать в порт» звучит издевательски. Сиди,
пей, смотри вечером вдаль, а ночью на звезды.
Между Древним
Коринфом и морем лежит Старый Коринф. Великий город-государство, основатель
Сиракуз и Керкиры. Здесь отметился апостол Павел, основавший христианскую
общину. Увы, все в прошлом, остались лишь руины. Самая известная руина – это храм
Аполлона. От Храма осталось немного, но достаточно, чтобы составить впечатление
об искусстве и архитектурном мастерстве древних греков. Прям иллюстрация к
школьному учебнику.
За вход на
разрушенные временем (не считая двух землетрясений и пожаров) улицы просят 12
евро. Если неохота идти внутрь, все можно рассмотреть из-за забора. Местами фрагменты
зданий сохранились. Респект древним строителям!
Весь небольшой
городок был буквально пропитан ожиданием туристов! Столы вынесены на улицы,
накрыты скатертями, приборы расставлены… а почти никого нет.
На нас
смотрели с надеждой, но мы сподобились только на кофе и сок.
Искренне
сочувствую грекам. Но, никакой навязчивости они себе не позволяют. Никто за
руки не хватает.
Еще одно удивительное
сооружение здесь – это конечно Коринфский (Истмийский) канал. Лень, как
известно – это главный двигатель прогресса. Уже даже древним грекам скучно было
плыть вокруг всего Пелопоннеса и мысль срезать здесь путь была очевидной с тех
самых времен. Почему не построили – тут можно только гадать. Возвышенным
эллинам милее мраморные статуи нежели банальное землекопство. Мыслители от
архитектуры были заняты изобретением коринфского ордера, времени на низкоквалифицированную
работу не оставалось. Вместо канала построили диолк, то бишь волок. Тем и зарабатывали.
И Коринф на наш манер мог бы вполне называться Волокоэгейск или Волокоионийск,
в зависимости от направления.
Ладно греки.
Но странно, что и римляне не построили здесь канал. Для десятка тысяч рабов
здесь работы на год-два. Видимо, не было здесь оживленных водных маршрутов.
Для фанатичных
крестоносцев это ковыряние в пыли было ниже их достоинства. Венецианцы больше
уповали на флот. И только в XIX веке два венгерских инженера
осуществили витавшую тысячелетия идею. Путь сократился на 400 километров. Но как
транспортная артерия он уже утратил свое значение, пропускная способность
рассчитана на яхты да на прогулочные катера.
Т.е. теперь
канал несет в себе культурно-развлекательную функцию. Раз в год – спортивную,
когда проводится заплыв по каналу. Бледная тень Истмийских игр, не уступавших
Олимпийским.
Есть несколько
навесных мостов, с которых можно смотреть на канал. Самый удобный – у Истмии.
Рядом есть парковка, можно поставить машину и спокойно походить по обеим
сторонам моста, развлекаясь в силу воображения.
Прямо посреди
канала Старый пешеходный мост.
На закате
особенно красиво видны все оттенки цветов воды, с тенями и без.
Кроме этого, у
пологих входов в канал есть мосты оригинальной конструкции. При приближении
судов центральная часть просто опускается в воду.
Совсем Новый
Коринф ничем не выделяется среди других греческих городов. Чем занимаются
горожане, не очень понятно. Много недостроенных домов, заброшенная железная
дорога. Пустынная набережная. Какая-то военная база на окраине. По сравнению с
античным величием все очень скромно.
Вполне
логично, если смотреть на линию Истории, спускаясь с горы, на
которой Коринф был основан. И будет печально если этот тренд продлится.
Но какие бы
времена не настали, не хотелось бы, чтобы мощная крепость на утесе вновь
оказалась востребованной.
Комментариев нет:
Отправить комментарий