Поездки по СНГ

Ташкент
28-30.XI.2017

Давно не был в Ташкенте, последний раз в 2011 году. И, если честно, не очень как-то хотелось ехать. Особенно вспоминая вредную и нудную таможню, выворачивающую карманы и досконально пересчитывавшую наличные деньги. Самый большой номинал купюр был 1000 сум, а один доллар стоил 6000 сумов. Посмотрим, что изменилось…
Рейсы в Ташкент прилетают поздно ночью, что усложняет заполнение двух экземпляров декларации. Надо сконцентрироваться! Но, по сравнению с прошлым визитом все прошло гораздо быстрее и приветливее.
Далее меня потрясло такси! Новая чистая машина, в которой можно расплачиваться картой и где выдают кассовый чек!
За время моего отсутствия открылось несколько отелей. «Рэдиссон» отлично расположен, от аэропорта минут пятнадцать. Все атрибуты хорошего отеля: приветливый персонал, быстрое размещение, комфортный номер с большой кроватью и шестью подушками.

Утром обнаружил в окно вот такой вид

Завтрак проходит под живую музыку, для улучшенного пищеварения.
Из минусов отеля - ценник на еду сильно завышен. В отеле поужинать - долларов 50. Я не поленился, вышел в город, прошелся до ближайшего перекрестка и на 10 долларов купил себе пиццу, фруктов, снэков и бутылку местного вина.

И уселся смотреть голливудский фильм-катастрофу. На узбекском.

На следующий день обедали в Центре Плова. Это действительно Центр – здесь целенаправленно готовят только плов. Его запах ощущается уже при входе на территорию. Плов готовят на улице в огромных казанах на кострах, как положено.

Зал чистый и светлый, все как положено - люстры, шторы. Обслуживание молниеносное - прямо на входе встречают официанты, которые рассаживают и принимают заказ.

Белые скатерти на всякий случай прикрыты пластиком. Плов очень вкусный. Самый дорогой, праздничный, с казы и яйцом стоит 13000 сум ($1.5) за порцию.

На закуску принесли ачучук – салат в виде помидоров с луком.

С трудом доел порцию, помог себе крепким черным чаем.
В заключительный день выпало пару свободных часов, устроил себе обзорную экскурсию. Вызвал такси, сформулировал водителю маршрут, поехали.
Первая остановка - Minor Mosque. Новая белоснежная мечеть особенно красиво смотрится на фоне пасмурного неба.

Едем дальше - Barak-Khan Madrassah. Красивая, вымощенная кирпичом площадь, очень гармонирующая с архитектурой. Жаль не успел в музей, увидеть древний Коран.

По впечатлению от поездки – количество машин значительно увеличилось. Разнообразие тоже. Раньше было строго: машины младшего класса – Дэу Матис, средний класс – Дэу Нексия, все что круче – признак элиты. Сейчас – обычная разношерстная толпа машин.
Чорсу Базар. Большой рынок, еще больше территория вокруг.

На многих товарах висят ценники, так что торговаться не всегда нужно. Приехал под закрытие, отдавали все дешевле.

Гранаты стоили 15000 сум/кг (меньше 2 долларов), орехи стоили ненамного дешевле, чем в Москве, но выбор был гораздо больше, а качество намного выше. Водитель все это время ждал меня и тем не менее, за всю поездку было заплачено 200 (двести) рублей.

В целом, прогресс Узбекистана налицо!

Москва-Умань-Киев-Могилев-Москва. 29.Х.11 - 6.ХI.11
Дорога на Минск - удобная и быстрая. Белоруссия - замечательная страна, в которой нам все понравилось! Прекрасные дороги, чистые и ухоженные города, разумные цены. Могилев - это город, в который хочется вернуться. За осмотром достопримечательностей и шоппингом. Дешевый бензин и прием кредиток повсеместно, что еще нужно для удобного путешествия?
Украина... Родина... Какие-то циклы тут замкнулись... надо подробнее подумать какие...
Умань не меняется в последние десятилетия и я рад, что показал сыну "свои" места.


Краткий итог - 2700 км, 300 л бензина, отличная погода, масса впечатлений и пару сотен фотографий!)


Ташкент. 6-10 апреля  2009 г.
                                                           Летим на юг, поэтому к обеду выдают мороженое.
Самолеты «УзАвиа» стары и потерты, в них еще сохранились архаичные ныне таблички с обозначением мест для курения.  Сервис нетороплив и неаккуратен. Наушники сломаны, звук не регулируется. Фильм «Джуманджи» был показан до половины. Затем экраны поднялись, и опустились только на трансляцию речи Каримова. Важно, согласен, но можно ли конспективно? Или будут проверять на границе? А я пропустил абзац про урожайность хлопка с гектара. 
Кто бы мог подумать, но я встретил родственника рядом с собой.  После того как он обратился с вопросом: «Слюшай, брат, памаги, да! Тут «сопровожденный багаж» только две клеточки, я их зачеркнул уже, а у меня еще сумка есть! Что делать, как написать, а?!!».  Пиши, - говорю,- как есть, цифрами.  Пошли дальше по тексту, решили проблему «несовершенных детей», написания количества валюты и личных вещей.  Мороженое отработал.
Граница ленивая. Увидев количество прилетевших, никто из пограничников не поторопился занять свое место.  Таможня дотошная, спрашивали детально о вещах, читали и сравнивали два варианта декларации. Основное шоу, я полагаю, начнется на  обратном пути, когда я заполню третий вариант декларации. Вывозить из Узбекистана больше, чем ввозишь, запрещается – самим не хватает.
Дороги Ташкента можно объявить Территорией Шевроле. Такого количества «дэу-матис» серебристых цветов я в жизни не видел! Далее иерархия простая.  Если «дэу-нексия» - уже реальный чел, если «дэу-камас» (маленькая буханка на колесах), то коммерсант. Если же на «мерсе», да еще джипе – то Полубог. Трафик отсутствует полностью, в любое время. Местная пробка – это три ряда на светофоре. Единственные реальные пробки здесь создает Президент, ради которого минут за пятнадцать до появления перекрывают всяческое движение. Сами же дороги отменного качества, без малейших выбоин и рытвин. Проспекты после землетрясения 1966 года построили широко, даже на второстепенных направлениях по три полосы в каждую сторону.
Единственный настоящий супергерой в Узбекистане – Тимур, он же Тамерлан. Ему посвящены памятники, улицы, музей. Старый город почти разрушился, осмотреть его не удалось.
Бродвей – аналог нашего Арбата, уютная пешеходная улица. После покушения на Каримова здесь запретили торговлю и вырубили кусты. Только художники и да «блошинники» выкладываю прямо на дорогу свой нехитрый товар. Купил марок и набор местных монет, вышедших уже из употребления.
Самая крупная купюра – 1000 сом, курс сом/доллар - 1500/1. Поэтому любая покупка превращается в увлекательный пересчет купюр. Восток, торопиться не надо. Безналичный расчет развит местами, поэтому деньги носят авоськами. Поменял пятьдесят долларов, выдали купюрами по 500 сом. Две «котлеты». Солидно так разложил по карманам пиджака.
Сервис в гостинице получается только с третьего раза. Надо просто не торопиться. И если вам сказали, что они все поняли, это ничего не значит. Но безропотно идут исполнять то, что забыли.
Посетил местный Универмаг в поисках сувениров. Услышав шум то ли водопада, то ли ветра, пошел искать его источник. Оказалось старый советский эскалатор, работающий с интонациями охрипшего дракона. Но он работал! Рискнул прокатиться до третьего этажа, на каждом сидела Смотрительница Эскалатора. Разумеется, с таким видом, как будто эскалатор питается от ее жизненной энергии.
Характер мелодии, извлекаемой из скрипки, зависит от того, как ее держать. В этом меня убедил музыкант в подземном переходе. Он поставил скрипку вертикально на колено и грустно добывал из нее местные мелодии.
Я пробовал разные виды жареного мяса разных "шашлычных школ". В Казахстане, Азербайджане. Но впервые попробовал "шашлык в черваке". Небольшие кусочки баранины, завернутые в тонкие пленочки курдючного жира. Мясо получается томленое в жиру. Несколько критично для фигуры, но обалденно вкусно! «Караван-арт», где я это попробовал, место обязательное к посещению. Вкуснейшая еда в оригинальном интерьере, с местным колоритом. Здесь же есть сувенирный магазинчик и табличка «free wi-fi». Дальше по улице настоящий паб с претензией на аутентичность и названием «Челси». В бытность Узбекистана открытой к Западу страной здесь побывало много европейцев, устроивших то тут, то там островки своей культуры. Но после андижанских событий, Узбекистан сменил курс и снова вспомнил о добрососедстве. Иностранцев стало меньше, но пабы и вывески остались.
Итальянцы основались здесь совместное винное производство. Бутылки из неплохого стекла, этикетки наклеены ровно, а названия какие: «Эмоционале», «Грацие», «Милано»! На вкус довольно неплохи, хотя похоже, что налиты все из одной бочки. Это для вашего же спокойствия, не нужно будет три раза объяснять официантке, что принести. Что ни закажи, все одинаково.
Посетил местный рынок, «Госпитальный». Чем-то похож на «Даниловский», но с куда большим разнообразием зелени и куда меньшими ценами. Пучок зелени в пересчете на наши деньги – два рубля. Помидоры и перец дороги как в Москве, из-за повышения цен на газ для теплиц. Купил свежих специй, специально для плова. Брал немного, надеюсь, не примут за дурь.
На обратном пути в аэропорту было бы скучно, если бы не группа паломников, летящих в Джидду. Группа людей в белом почтенного возраста заполнила все окна на границе и превратила минутное дело в получасовую процедуру. Купил на пробу коньяк «Узбекистон». Посмотрим, отличается ли он от вина не только стоимостью, но и вкусом.

Летим на север, поэтому мороженое к обеду не предлагают.



Астана. 19-21 апреля 2004 г.
В этом есть нечто особо уютное, сидеть в пустом терминале ночью, в маленьком уютном барчике на высоком стуле. Смотреть на заснеженное летное поле, потягивать крепкий чай, отвлекаясь на свое отражение в толстых стеклах окон. Полусонная музыка из маленького динамика, рассеиваясь о предметы, обволакивает тебя легкой дремой, и граница реальности постепенно теряет очертания. Возможно, осознание того, что это не может увидеть никто другой, а даже если и увидит, то по-своему, придает этому неторопливому процессу свой шарм.
Но когда ожидание растягивается на девять часов – усталость накатывает волнами. Сначала погружаешься в быстрый и напряженный полусон после поглощения нехитрого «полуночника», потом, когда затекают ноги – встаешь чтобы их размять. Дабы немного развлечься, пассажиры доставали представителей компании «Трансаэро», звонили в Астану узнавать погоду и начинали возмущаться еще громче.
Особое чувство также возникает, когда прилетаешь куда-либо ночью или ранним утром. Проезжая мимо одиноких светящихся окон, осознаешь, что там чей-то дом, что там кто-то занят своими делами. Кто-то собирается на работу или наоборот ложиться спать. Там тепло и еще есть возможность не торопится, преодолевая нежелание выходить на улицу. Это – как окно в совершенно иной мир. А ты находишься вне этого уюта, не принадлежишь ему. И так повторяется много раз, когда проезжаешь по городу, создавая тем самым калейдоскоп легкой грусти.
Астана –  Настоящие Нью-Васюки! Все идет по плану товарища Бендера. На месте советского городка Конкистадоров Целины растет ультрасовременный город. Во всяком случае, основные правительственные здания уже построены, дворец Назарбаева тоже, т.е. столица уже переехала. Причем это не просто коробки прямоугольной формы, а здания самых замысловатых конфигураций. А обслуживающий персонал живет в старых домах и на дачах. В общем, им осталось до полного соответствия с текстом книги провести шахматный турнир.
Шикарная  гостиница Интерконтиненталь была построена одной их первых и по уровню сервиса ничем не отличается от хьюстонской. Особенно мне нравится вечерний моцион в нумерах - кровать разложена, на подушке лежит конфетка и карточка с пожеланием спокойной ночи, бутылка вина с двумя бокалами и презервативы на тумбочке. Я был очень удивлен, не обнаружив под одеялом готовую к общению девушку. Отведал настоящей казахской кухни. Кумыс шибает в голову не хуже пива, только вкус специфический. Попробовал конскую колбасу. Если без сала, то ничего. Если с салом – то есть человеку неподготовленному практически невозможно.

Актобе. 17 июня 2005 г.
После пятого визита в город Актюбинск, нет, прошу прощения, Актобе (надо изживать в себе имперские привычки), наконец-то я созрел описать.
В связи с ремонтом полосы в Актобе пришлось лететь на ЯК-40 с посадкой в Ульяновске. Определенно, мысли в самолете текут совершенно по-другому, не говоря о физиологических процессах. Подмечено, например, что болтанка начинается сразу после кормежки. Здесь имеет место прямая связь внешнего и внутреннего. Чтобы сделать процесс взлета увлекательной процедурой, достаточно надеть наушники и врубить погромче Moby "lift me up", причем стараться попасть мелодией в ритм движения самолета, стараясь добиться, чтобы вышеуказанный рефрен пришелся на момент отрыва от земли.
Ульяновск. Аэропорт "Восточный". База авиакомпании "Волга-Днепр". Обычно самолет тормозит сразу после посадки, а здесь мы лихо катились по широченной бетонке секунд тридцать. Бесконечное русское поле, на фоне которого очень органично смотрятся исполинские Ан-124. Несколько строений могучего вида. Здание грузового аэропорта, совершенно не рассчитанное на пассажиров, способное переварить разве что экипаж того самого Ан-124. Радушные таможенницы и пограничницы, которые сбившись в кучку бурно обсуждали чей-то казахстанский паспорт и спрашивали где регистрация. Процедура, занимающая в нормальном аэропорту 3-4 минуты, растянулась на все 20. Границей в данном случае являлась полоса масляной краски, прочерченная на потертом линолеуме. А в остальном все серьезно: турникеты, погоны, досмотр. В принципе, в любом месте России можно устроить государственную границу. Было бы желание и банка краски.
Первый раз в жизни садился на грунтовую полосу. Я сначала не совсем понял, зачем пилот сделал круг перед посадкой. Наверное для того, чтобы показать всем пассажирам, что бетонной полосы-то нет, что вся она заставлена строительной техникой. При этом молчал как партизан, ни одного слова о посадке на грунт. Сел он быстро, прямо на выходе с круга, все протрезвели уже прыгая на кочках грунтовой полосы. А на обратном пути вообще натерпелся экстрима - взлетали на винтовом самолете по той же полосе, но в дождь.
В одну из поездок мы поехали вдвоем с коллегой, Эльмаром. Идти есть в ресторацию было лень, мы заказали все в номер, включая грамм 300 коньяку. Этого нам показалось мало и мы решили «поклубиться». В клуб «Мойка» мы приехали уже изрядно гашеные. Обменяв дензнаки на наручную печать, являющуюся билетом, мы ввалились внутрь. Продолжили возлияния, заказав пиво и «шо-нить ишо». Зашли мы чрезвычайно удачно - через пару минут начался самый настоящий стриптиз. На небольшой, но мощно огороженый подиум вышла стриптизерша в образе “cow-girl”, которая под соответствующую музыку начала игриво перестреливаться с сидящими в зале. Казахи вокруг были мрачны и мне ничего не оставалось, как подыграть старающейся девушке. Я начал перестреливаться с ней, за что и был пристрелен ею, уходящей из зала. Поддерживая игру пришлось рухнуть на стол. Наверное перестарался, т.к. кружки с пивом подпрыгнули. На дискотеку мы зашли и сразу вышли, чтобы не чувствовать себя ископаемыми динозаврами. Программа вечера была выполнена полностью. Газон перед гостиницей показался мне настолько уютным, что я решил немедленно прилечь на нем, что и сделал под удивленный вскрик Эльмара. Не менее был удивлен и вышедший охранник, который лицезрел картину «Увещевание Эльмара Максу встать с газона». Я возражал громко, но недолго. В холл мы вошли ровно и тихо.
В ресторанах  «Кишлак» и «Урарту» сам лично не был, но слышал одинаково восторженные отзывы от совершенно разных людей.



Баку 2-8 Ноября 2003 г.
На мое изначальное восприятие этой поездки сильное влияние оказали несколько факторов:
- Бешеный темп, то бишь ужин в Волгограде, завтрак в Москве, обед в Баку.
- Изматывающая двухдневная битва с клиентами накануне;
- Необходимость вставать пять утра, чтобы успеть заехать в офис за билетами;
- Лететь в воскресенье;
- Процедура посадки в самолет с толпой темпераментных южан, которых рассаживал на места весь экипаж, пожалуй, за исключением командира.
Все это склоняло предварительную оценку к «сложной». Вот так я летел, мрачно попивая минеральную воду.
Пейзаж Азербайджана в цветовой гамме поход на Турцию. Такие же рыже-коричневые краски, отсутствие растительности и Море.
Аэропорт весьма помпезен и ухожен. Водитель Алипаша, встречавший нас сразу выдал каждому «Пропуск Типа Иностранца», т.е. документ в котором на двух языках написано обращение к сотрудникам полиции, что предъявитель сего является сотрудником иностранной компании, просьба быть предельно вежливым и т.д. Если есть какие-либо возражения – дан телефон Службы Безопасности. Впоследствии он весьма пригодился. Кроме этого было дадено обращение к сотрудникам скорой помощи, начинающееся словами: «не везите меня в местную больницу...» Естественно, это служит основой для разнообразных вариантов завершения такого начала, типа «...а везите меня сразу в морг, на кладбище» и т.д.
Дорога нормального качества заканчивается сразу после выезда с территории аэропорта. Далее начинаются обычные направления. Движение практически хаотичное, кто быстрее едет, тот и прав, но сигналят все. Машины от старых «запоров» до лимузинов. Причем такого количества «запоров» наверное, даже в Украине нет. Пешеходы переходят улицу там, где вздумается. Один раз видели совершенно бесшабашного обывателя, который стоял прямо на дороге, у поворота, днем и чего-то там снимал на камеру.
Настоящий экстрим по-бакински тоже довелось увидеть. Представьте себе «рафик» с 15 людьми внутри, с багажом, уложенным сверху и багажом притачанным сзади. Представили? Идем дальше за «рафик» и видим трос, на котором прицеплен еще один такой же «рафик», но без людей, доверху набитый ящиками и баулами. Весь этот караван уверенно движется со скоростью никак не меньше 70 км/ч. Когда эта конструкция, которая двигалась рядом с нами, вывернула направо на мост, заднее правое колесо второго «рафика» приподнялось над землей от рывка троса. Я подумал, что сейчас все эти ящики влетят нам в окно. Но зверь-машина «Мицубиси» в руках водителя-бакинца была готова к такому коленцу этих джигитов и сумела увернуться. На следующем светофоре мы встали на желтый свет и проводили взглядом проскочившую мимо кавалькаду, разогнавшуюся с моста еще больше, а может просто не сумевшую остановиться.
Что еще бросается в глаз – это неимоверное количество портретов Г.Алиева. Больше, чем любой наружной рекламы вместе взятой. Мы приехали как раз после выборов и связанных с ними беспорядков, но портретов Сына еще не было почему-то.
Отель находится далеко за городом, чтобы туда попасть нужно проехать мимо действующего месторождения прямо в черте города, мимо района «Шанхай», где отсутствует канализация и мимо кладбища. В общем, достаточно мрачно. Но сам отель находится прямо на берегу моря и построен по образу и подобию турецких клубных курортных отелей. То бишь огороженная территория, центральный корпус с харчевнями и спортклубом и т.д., а также разбросанные тут и сям корпуса. Качество номеров весьма приличное плюс роскошный вид на море с нефтяной платформой на горизонте. Когда мы приехали, это уже был ноябрь, но температура была +20, я даже порывался пойти купаться. Вообще было ощущение, что приехал отдыхать и только мысль о том, что завтра предстоит читать курс, к которому не совсем готов, вернула меня в реальный мир.
Каждое утро в 09:00 нас ждал водитель на машине и каждое утро мы проезжали все тоже кладбище, все тот же «Шанхай» куда-то в верхнюю часть города на работу в институт.
Институт очень похож на одряхлевшие советские институты. Древняя мебель, некрашеные двадцать лет стены и продавленные полы. На этом фоне Вычислительный Центр выглядит просто бриллиантом в песке. Все новенькое и современное. Кроме этого фасад здания и окружающая территория ухожены для того чтобы производить респектабельное впечатление на прохожих и проезжающих.
Еда – отдельная история. Место нам подыскал наш водитель. Харчевня, где мы ели или «ханушка» - этого совершенно убогого вида общепитовская столовая, которая не ремонтировалась с советских времен. Но как же там божественно готовят! Овощи свежайшие (я даже кинзу ел, хотя обычно на дух не переношу, а там она – другая), осетрина на гриле просто улет и, конечно же настоящий бакинский «кябаб». Больше (как они говорят) его нигде не готовят, остальное – это пародия. Это то же самое, что и утверждать, что есть  «русское сало». Плюс архирадушное обслуживание. Каждый день нас встречал хозяин «ханушки», жал руку, приветствовал и провожал в отдельный кабинет, где уже был обычно накрыт стол с зеленью, салатами и легкими закусками. Потом мы откушивали горячее. Все это нам обходилось в 15 долларов на четверых. После чего следовала процедура прощания с хозяином со взаимными пожеланиями всего наилучшего. По сравнению с этой «ханушкой» китайский ресторан в гостинице представлял собой верх формализма. Отличить говядину от свинины было довольно сложно, но я отношу это на чрезмерное увлечение аперитивом до ужина.
Вечером путь домой лежал через небольшой базарчик, где покупались гигантских размеров гранаты по баснословно низким ценам, там же мы затаривались весьма недурственным местным коньяком «Гюй-Гюль»(17-20 тыс. манат,1 юсдик – 4900 манат.). Бакинское пиво стоит столько же сколько, например, московское пиво стоит в Москве, т.е. 15 – 25 руб. если в пересчете. На вкус несколько отличается, местный «Эфес» мне понравился больше чем московский. Есть совсем местное пиво «Хирдалан», ну пиво и пиво. Выбор вин гораздо разнообразнее и богаче.
Вечером город не освещается, поэтому я склонен предполагать, что все местные водители, а также пешеходы являются как минимум потомками Джедая Скайуокера, что позволяет им полностью полагаться на Великую Силу при передвижениях.
В центре города достаточно безопасно. Марина, блондинка-экстремалка отправилась шататься по городу одна вечером без каких-либо последствий. Андрей Трофимук организовал себе экскурсию – решил прокатиться в бакинском метро. Это при том, что в Москве он метро не ездит. Уже при входе на станцию был выловлен бдительными стражами порядка, больно уж выделялся он среди толпы. Сопроводили в караулку, начали спрашивать документы, попросили предъявить содержимое карманов. К несчастью  у него с собой было около двухсот долларов. У полицмейстеров уже закрутились мысли о том, как будут потрачены деньги, но тут как назло Андрей достал «Пропуск Типа Иностранца» и огонь в их глазах погас. Они тут же извинились за беспокойство и пропустили в метро бесплатно.
В один из дней устроили себе прогулку по Вечернему Баку. Прогулялись по Торговой Улице, что типа московского Старого Арбата, только извилистого и с ответвлениями. Послушали местных бардов, окруженных толпой слушателей, состоящих из одних бородатых мужиков в темных одеждах. Потом вышли на пустынную набережную, с которой открывается отличный вид на город. Девичья Башня, окруженная современными постройками, выглядит очень загадочно и величественно. Глядя на отличное состояние стен, трудно поверить, что этот храм огнепоклонников был построен в IV веке. В старом городе полно сувенирных и антикварных лавочек с не очень навязчивым сервисом. В один такой магазинчик мы зашли со словами «мы ничего покупать не будем» (так, на всякий случай). На что хозяин совершенно не обиделся, а предложил чай и примерить национальные одежды для фотографий. В итоге мы купили по уменьшенной копии шелковых ковров разных школ. По Старому Городу можно бродить бесконечно. Узкие улочки, мощеная мостовая, древнейшие, древние и не очень древние строения создают впечатление «сдвига во времени» и любой звук можно принять за бряцание доспехов или стук деревянных колес. Завершили вечер в «Караван-сарае», постоялом дворе и харчевне, который используется по прямому назначению с XIV-го века. Сфотографировались во внутреннем дворике, послушали народную музыку, после чего заняли отдельный кабинет с камином. Я с благоговением ощупывал древние стены, пытаясь найти надписи. Накормили нас шикарно. При одном только воспоминании начала выделяться слюна. Кутабы с зеленью, вино, шашлык разных видов, кябаб – это все подавалось мгновенно и было приготовлено отлично. Как я не лопнул – не знаю. Наверное, меня спас брючный ремень. Тогда я еще не знал, что нас ждет прием перед окончанием курса.

Дворец Ширван-шахов.По старой памяти добрососедства нас пустили во дворец не как иностранцев, а как местных аборигенов. Мы заказали экскурсию и примерно час осматривали сам дворец, осколки исчезнувших зданий, мечеть, а также рабочих, ремонтировавших забор. Особого внимания удостоились бани, которые какой-то умник использовал как фундамент для своей виллы. Показали нам место, где снималась сцена из фильма «Бриллиантовая рука», где Миронов убегает от Никулина по лестнице вниз. Естественно, мы немедленно начали там фотографироваться, пытаясь принять те же самые позы.
Перед окончанием курсов нам устроили прием с выездом в загородный ресторан. Больше это похоже на клуб. Двухэтажный дом в сосновой роще, поделен на множество кабинетов, в котором есть все для отдыха: огромный стол в первую очередь, диван, телевизор, магнитофон. Как нас угощали! Вах! Вино, водка – рекой, закуски подносили постоянно. Так в своей жизни я редко когда объедался. Грунтовые помидоры растут круглый год и их подают вместе с веткой, что посетитель мог убедиться в свежесорванности плода. Свежевыловленная осетрина – неописуема.
В последний день перед отлетом мы попросили нашего водителя организовать нам немного икры и рыбки. «Нэт ваапроса!» был ответ. Он позвонил каким-то своим знакомым на рынке и когда мы подъехали, отвел куда-то на задворки оного. Там, в небольшом помещении были бочки с икрой и ящики с рыбой. Нам дали попробовать все, что мы захотели, после закатали  в банки и упаковали. Купил также огромных размеров гранаты, ведро малины (это в ноябре-то месяце), настоящий бакинский хлеб. И на подгибающихся под тяжестью ногах мы ползли по аэропорту.
И когда суровый таможенник спросил нас: «чем вы занимались в Баку?», мы честно признались: «гидродинамическим моделированием». После чего вопросы у него закончились. Естественно мимо Duty-free  пройти мы не могли, после чего пакеты в руках просто начали рваться.

Возвращался я с совершенно другим настроением, с приятными впечатлениями и горой сувениров.

Греция. Пелопоннес. Олимпия.

Греция. Пелопоннес. Олимпия. 24. X .2019 Утром, наскоро позавтракав греческим йогуртом с мёдом, мы поехали в сторону древней Олим...