https://picasaweb.google.com/112847801865905929909/Saigon
5-7.XI.2012. Хошимин или Сайгон?
Доброе утро, Вьетнам! Это пожелание давно вертелось в голове, со времен
выхода одноименного фильма, но хотелось произнести его лично. И даже десятичасовой
ночной перелет не отбивает оного. И тем более уместно это приветствие, когда
ранним утром самолет садится прямо в город, на пестрое лоскутное одеяло
малоэтажных строений.
Граница совершенно беспроблемная. Еще есть в памяти какие-то заслуги СССР,
поэтому для граждан РФ въезд на две недели не требует визы. Но сервис по-советски
нетороплив, и поэтому багаж пришлось ждать в течение получаса.
А в это время за стеклянной стеной кипел незнакомый пока азиатский город. Нет
ни привычного нам холла, ни перрона - бурлящий поток подхватывает тебя и уносит
вдаль. Дорожное движение – это совершенно неуправляемый хаос! Вероятно, если
смотреть с высоты птичьего полета, некая гармония должна быть. Но находится
внутри – это как попасть в бетономешалку, в которую еще положили несколько
пескоструек. Неимоверное количество мототележек с грузом, мотороллеров с
пассажирами, обычных велосипедов с тюками и редких реальных байков.
Внедорожники, по-моему, опасаются нырять в этот бурный поток, предпочитая
широкие проспекты.
Правила дорожного движения довольно условны, особенно для мотороллеров
И тем более для велотележек
Стилизация шлемов охватывает всю историю Человечества: от намеков на
греческие боевые до немецких касок. Дамы – всегда дамы, их генная программа
предписывает неустанно заботиться о своей внешности и в частности о коже лица.
Поэтому они закрывают лицо специальной маской, похожей на обычную
ватно-марлевую повязку. А чтобы не казаться толпой медсестер, сбежавших из
больницы, они украшают маски самым невероятным образом. Тут и рюшечки, и узоры,
и украшения. Дамы в юбках сидят на мопедах по-великосветски, набок.
Мопед здесь не просто бешеная
табуретка для перемещения из пункта «Ă» в пункт «Ȃ». Это небольшой юркий
транспорт, который мал даже по сравнению с мотороллерами в Италии. Но здесь на
нем ездят всей семьей из пяти человек. Мопед – это еще и удобная скамейка там,
куда ты приехал. Можно взять тарелку лапши, присесть, передохнуть. Даже
специальные крепления для зонтиков видел. Небольшого роста вьетнамцы на них вообще
спят. Что любопытно, собаки – размером с обычную европейскую собаку, а вот вьетнамцы
гораздо меньше тех же европейцев. Очень приветливые и улыбчивые. Увидев мой
большой Кэнон, сразу охотно позируют.
Но при этом невероятно шумные! Во вьетнамском языке четыре тона, и одна и
та же буква «А» может звучать совершенно по-разному, меняя смысл слова. Поэтому
тихо говорить они не могут в принципе, чтобы не терять тональность.
Проходя случайно по улице, увидел большое скопление хорошо одетых людей,
явно ожидающих чего-то. Через пару минут из ворот, как оказалось школы,
вывалила толпа детей, заполонив все пространство разнотональным шумом и суетой.
При этом все были в белоснежных рубашках и ярко-красных галстуках. Как на
тридцать лет назад переместился!
Значительная часть жизни проходит прямо на улице. И это бытие не
выставочно-витринное, показанное с лучшей стороны, а практичное, по-азиатски
запросто демонстрируемое всем напоказ. Прямо на соседних с центральными
проспектами улицах могут чинить мотороллеры, фасовать товар, мыть овощи. Небольшие
ресторанчики выставляют детского размера столики прямо к дороге. А грязные тарелки
(обычные, из стекла, а не одноразовые) ставят просто на асфальт рядом с
рестораном. Везде можно встретить бродячих кулинаров в
традиционных конических шляпах нон-ла, например, с ведром свиных
жареных ушей и шашлыками из лягушек.
Хотелось попробовать змею, но коллеги отговорили пробовать где попало,
надо, сказали, ехать в специальные рестораны на змеиных фермах. «Змеиная ферма»
звучит несколько сюрреалистично, особенно, если представить «змеиного пастуха»
или «змеиного зоотехника».
Французы оставили память о своем присутствии в Индокитае в виде зданий Оперы
и собора Нотр-Дам-де-Сайгон, упрощенную копию парижского собора. Скучали
видимо крепко.
Еще одна копия
здание Отель де Вилль (ныне здание Народного Комитета) воспроизводит парижскую
ратушу.
Здание почты тоже
носит явную печать Европы.
Но под
присмотром самого Хо Ши Мина.
Вообще Дядюшка
Хо до сих пор в почете, памятники и портреты его можно встретить повсеместно.
Шатался по центру города ночью -
абсолютно спокойно и безопасно. Ночью Опера выглядит гораздо интереснее.
Около Собора
Сайгонской Богоматери было неожиданно людно. Праздник что-ли какой-то?
Набережная ночью как ни странно
пустынна, на расставленных в четком геометрическом порядке сидениях нет
практически никого. Не романтично?
Буйство тропической зелени в городских парках ограничивают асфальтом и
ножницами, но даже в сентябре все выглядит сочно-зеленым. Народ здесь культурно
отдыхает, занимается спортом. Первый раз увидел живьем диковинный азиатский
спорт – «сепактакрау», футбол ногами через сетку. Причем сетка висит для
вьетнамцев достаточно высоко, на уровне груди. А глядя на округлую комплекцию спортсменов,
вообще не ожидаешь спортивного накала. Тем не менее, они умудряются не просто
перебрасывать мяч через сетку, но и бить по-волейбольному, практически
переворачиваясь в воздухе! Вдохновившись, купил себе немедленно мяч-волан для
занятий. Вот смеху-то будет!
Ужинал вечером в одиночестве в
ресторанчике «Hoang Yen», потянуло на экзотику. Решил попробовать лягушку в
кисло-сладком соусе. Оказалось, вполне вкусно, похоже на куриную грудку.
Спасибо тем
путешественникам-мичуринцам, которые оценили природные условия вьетнамского
нагорья и не поленились завезти туда хороший кофе. С тех пор «вьетнамская
арабика» (например, «Trung Nguyen») не уступает по популярности чаю. Можно
попробовать его просто на улице, но лучше это сделать в одноименной кофейне. Я
было пытался отведать обычного «эспрессо», но коллега-вьетнамец мне
категорически этого не позволил, сказав, что я должен попробовать местный
способ.
Кофе
по-вьетнамски изумительно оригинален, но требует некоторого времени, ввиду
неторопливости процесса приготовления. Это вам не схватить поллитровую чашку на
бегу, и обжигаясь, проглатывать его, не отрываясь от непрерывно поступающих
дел. Здесь приносят целый поднос, уставленный разнообразными сосудами. На обычную чашку ставят специальную
чашку-фильтр с засыпанной порцией кофе. Туда заливают кипяток, оставляя его
фильтроваться сквозь слой кофе в нижнюю чашку. Все разумеется медленно и
спокойно. В это время можно пить воду и разговаривать. Через пару минут, когда
аромат кофе почти закончил уничтожать терпение, коллега-вьетнамец объявил, что
можно приступать. Ну, наконец-то! Но приступать можно было только к следующему
этапу – добавлению сахара и молока. Все также чинно и неторопливо. Ну!
Теперь-то можно?! Ан, нет! Завершающий этап – влить горячий кофейный коктейль в
стакан со льдом! И быстро выпить его через трубочку! Десять минут на то, чтобы
приготовить кофе, и десять секунд на его откушивание. Чередование горячих и
холодных порций ароматного напитка действует очень позитивно!
Слоняясь около Почтамта, вяло отбивался от услуг велорикш. Отбившись от
двух, поддался на уговоры третьего, суховатого вьетнамца, возраст которого
определить я затруднился. Он был особенно обходителен и убедителен, на вопрос о
деньгах махнул рукой с улыбкой, смысл которой я понял в конце поездки. Ну
ладно, он сам вызвался. Я взгромоздился на ковшеобразное сидение впереди и
позволил рикше начать движение, что ему удалось не без труда. Дальше пошло по
инерции, мы весело катились в потоке, приветствуя попутно едущих вьетнамцев.
Мой велопутеводитель пытался донести до меня краткую справку о зданиях и
улицах, перекрикивая шум.
Забавно, но для того, чтобы попасть в кампус иностранных компаний, нужно
проехать по улице «Дьен Бьен Фу», вьетнамского Сталинграда для французов.
Ирония городских властей, ненавязчиво напомнивших зарубежным гостям, о том,
чтобы не забывали историю.
Сразу после этой победоносной улицы, мой велогид показал небольшой китайский
храм, который оказался Храмом Нефритового императора.
Уголок спокойствия в азиатском бурлящем городе. Здесь можно посидеть,
помедитировать в саду, поставить с поклоном палочку благовония за здравие.
Видимо, это была своеобразная
велостраховка моего рикши, потому как дальше он поехал против потока.
Никто особо не возражал, все
аккуратно объезжали. Слава Будде и Нефритовому императору!
Непосредственно к отелю он меня не стал подвозить, видимо, опасаясь, чтобы
я не сбежал. Высадил меня на набережной и, улыбаясь, объявил цену – «сто
долларов». Ну, началось! Я, также улыбаясь, возразил – «нет, не больше
пятнадцати». Я, конечно, понимаю, какая это тяжелая работа быть велорикшей, сам
бы я задохнулся бы и умер метров через двести. Ну, за сто долларов, может быть
через триста. Но этот жилистый вьет провез меня километров пять и даже не устал
на вид. О чем я ему и сказал, попутно описав дико низкие цены, которые я тут
видел. Так и заявил ему – «побойся Будды!». Процесс торговли продолжался минут
двадцать. Он взывал к моей европейской щедрости, я к его азиатской выносливости
и неприхотливости. В итоге сошлись на тридцати долларах.
Поскольку высадил он меня с другой стороны дороги, пришлось переходить
улицу. Конечно, это сделать удобнее на светофоре, но до него было идти метров
триста. Ладно, попробуем по-местному, т.е. там, где вздумается. Нормальная четырехполосная
набережная вполне подходит для получения навыка «переход улицы в азиатском
городе». Переход улицы в Сайгоне – это натуральная ролевая игра в легендарный
«Фроггер». Поколение, помнящее Горбачева, должно помнить и «Фроггера». Для
поколения «больших пальцев», выросшего на беспроводных геймпадах и плоских
мониторах, поясню суть этой простой игры: перевести лягушку через дорогу сквозь
плотный поток машин, используя редкие просветы между ними. Здесь же в роли
«Фроггера» ты сам. Главное, ни в коем случае не бежать! Нужно помнить, что ты
на Востоке и уподобиться листку магнолии, плавно опустившемуся на водный поток.
Заставить себя переходить дорогу медленно! Тогда этот хаотичный поток
приобретает живые черты, распадаясь на мелькающие лица. Но адреналин разгоняет
реакцию и пытается запустить режим «паники». Спокойно! Главное – установить
визуальный контакт с несущимися на тебя мотобайками и тогда они спокойно тебя
объедут. На середине дороги уже совсем неуютно: повернуть обратно – поздно,
поставишь в тупик водителей этих двухколесных табуреток. Только вперед! Шаг за
шагом! Пересекаем две сплошные, поворачиваем голову в другую сторону. Уже
появляется некоторая уверенность на благополучный переход. Вот уже до
вьетнамского паребрика осталось пару-тройку шагов. Не паникуем, медленно
продвигаемся к спасительной скале бордюра. Фух! Я совершил Первый Переход!
Поскольку я взмок не только от жары, но и от напряжения, пожалуй, награжу
себя опусканием в бассейн на крыше отеля. После омовения можно подвинуть шезлонг
к самому краю и с 25-го этажа наслаждаться великолепным видом на изгиб реки
Сайгон, который можно рассматривать сутки напролет и днем, и вечером.
Приятно все-таки останавливаться в хороших отелях. А если у этого отеля еще
и патио высотой в двадцать этажей, то это вполне повод, чтобы не торопясь
выкурить сигару, благо европейские запреты здесь не работают.
Невольно настраиваешься на философский лад, наблюдая как клубы дыма
медленно растворяются в высоте, перетекая легкими тенями на фоне круглых
фонарей. И рассыпаешься в благодарностях этому самобытному государству вьетов с
большим историческим отпечатком Французского Индокитая и Социалистической
Республики Вьетнам.
Комментариев нет:
Отправить комментарий