15-16.IX.2012. Алесунд.
В Алесунде стоит побывать хотя бы раз в жизни. С обычными
земляными холмами в Норвегии сложно, либо скалы, либо фьорды, поэтому вместо
семи холмов город расположен на семи островах: Hessa, Aspøy, Nørvøya, Oksnøy, Ellingsøy,
Humla и Tørla. Город, возрожденный заново после катастрофического
пожара 1904 года и отстроенный в стиле «арт-нуво».
Специально сюда туристы забредают редко, предпочитая
ненадолго высаживаться из огромных круизных лайнеров, неторопливо идущих из
Трондхейма в Ставангер.
Но раз я уже все равно в Норвегии, то почему бы и не
доехать до норвежской Венеции? Аэропорт Вигра совсем местечковый, вышел из
самолета и топай себе пешком к терминалу. С багажом тоже особо не торопились,
хорошо, что еще не предложили самому выгрузить. Это несколько утомило и
поэтому, когда я вышел из терминала ближе к полуночи, искать шаттл не было
никакого желания. Ввалился в первое же такси и в полудреме наблюдал чередование
тоннелей и мостов. Аэропорт и город расположены на разных островах, соединенных
подводным тоннелем (расскажите, пожалуйста, нашим автодорожным чиновникам, как
вам сложно было строить эту дорогу).
В номере отеля я не ощутил ничего, кроме холодного
дерева. Разумеется, разве ж для норгов это холод? Для чего включать батареи в
середине октября, снега еще нет!
Утро в этой местности не блещет энтузиазмом. Здесь,
в отеле Скандик специально сделан эркер со скошенным окном в небо, чтобы, не
вставая с кровати можно было оценить густоту туч и интенсивность дождя.
Но зато завтрак! Сидя прямо над бухтой у воды,
любоваться роскошным видом на гору Аксла под горячий кофе.
Здесь можно сидеть часами и наблюдать приходящие и
уходящие суда, которые иногда подсвечиваются стеснительно выглядывающим из-за
туч солнцем.
Процесс экипировки под такую погоду занимает
некоторое время. Фотоаппарат и линзы протерты, видоискатель чист. Штатив на
месте. Запасной аккумулятор, флешка, кисточка. Теперь сам: дождевик, шапка,
перчатки. Бутылка воды, колбаса, запасенная заботливой женой, маленький
фунфырик с горюч-водой, шоколадка. Блокнот, ручка. Теперь, кажись, готов.
В первую очередь интересует канал между островами,
туда и иду. Место, действительно выглядит потрясающе!
Окна первого этажа выходят прямо на воду. При
отключенном водопроводе можно зачерпывать прямо ведром.
Воочию увидел четкое гендерное различие в
памятниках. Если памятники «мужские» установлены на пьедесталах, фигуры
мужественных морепроходцев устремлены вперед и вверх в окружении волн и
кораблей,
то «женский» памятник установлен вровень с прохожими.
И отражает типичную ее участь – на вот, тебе, баба рыбу, готовь обед, живо!
Перефразируя Некрасова – «доля, норвежская долюшка женская».
Летом, вероятно, соответствие более полное, с
колыхающимся сверху «столбом насекомых».
Порт небольшой, в нем размещаются пара
нефтесервисных судов, несколько частных яхт да водные трамвайчики. Плавучие
кварталы круизных лайнеров швартуются на внешнем рейде. Их переливчатый гудок
напоминает звук гигантского басистого органа, а его интенсивность способна
пробудить неглубоко зарытых покойников.
Отсюда пошла история Англии второго тысячелетия
нашей эры. Городской парк посвящен Роллону, местному викингу, завоевавшему
Нормандию и основавшему одноименную династию.
Символизируя тяжелый путь становления настоящего
викинга, здесь начинается лестница на утесик?! Табличка любезно проинформировала
меня о том, что лестница содержит 418 ступеней.
Эскалатор, лифт, фуникулер? Нет, горным викингам
они ни к чему! Ладно, разряд по архитектурному альпинизму я получил после
подъема на купол собора Св. Петра в Ватикане. Теперь нужно подтвердить класс по
природному альпинизму. Под видом осмотра окрестностей останавливался каждые
30-40 ступеней. Вид с каждой площадкой становился все красивее и красивее. Весь
Алесунд медленно поднимался из-за макушек деревьев.
Ветер усиливался и, отрывая как вату клочки туч,
выжимал из них влагу прямо на меня. Провода, подпертые деревянными столбами,
сначала мешали. А потом один из них вписался в фотографию в стиле Тарковского.
Для таких чахлых скалолазов как я, в укромных
местах утеса установлены лавочки. Сядь, восходящий, на мокрую деревяшку, обозри
окрест, почувствуй себя северянином. Уже видна вершина! Дыхание ни к черту!
Несколько глотков местной воды взбадривают для решительного рывка. Пологий
подъем у вершины позволяет не выглядеть совсем слабаком и, достойно сдерживая
дыхание, вывалиться на смотровую
площадку. Но тут дыхание спирает опять, теперь от возмущения. За осмотр
Алесунда с этой точки запрашивают 10 норвежских крон! Ну конечно!
Немного выше смотровой площадки и ресторана увидел
вершину скалы с установленным массивным флюгером. Отсюда не очень хорошо виден
Алесунд, но зато открывается панорамный вид на соседние острова.
Здесь есть место для пикника, коим я немедленно
воспользовался. Ветер здесь яростный, любимое его развлечение – это сбивать с
ног забредших сюда путников. Я думал, что мой вес достаточен, чтобы не замечать
подобные мелочи, но не тут то было! Только замешкаешься с фиксацией центра
тяжести, сразу внезапно получаешь под дых порывом ветра. Очевидно, что местный
Бог ветра незримо летает вокруг в поиске развлечения. В ответ хочется прыгать,
махать руками, орать, приветствовать всю округу, что, в общем-то, я и сделал.
Устав орать, присел за столик, достал горюч-воду да колбасу и разделил скромную
трапезу с начинающимся дождем. В одну сторону видны острова, явно обитаемые.
Чем там занимаются люди, мне понятно не очень. В другой стороны виднеется стена
скал, украшенных тонкими ленточками водопадов.
Даже в самом безлюдном месте обязательно появятся
бродячие туристы, чтобы нарушить мое созерцательное восприятие. Я изобразил
крайнее недружелюбие, занял весь стол и делал вид, что здесь больше никого нет.
Проветрившись насквозь, спустился в кафе, сменил панорамный вид на вид
Алесунда. Здесь, за толстым стеклом, да с чашкой горячего кофе можно сидеть
бесконечно, качаясь на волнах расслабленности и ощущая приятное тепло
обветренными щеками.
Странное дело! Минут через пятнадцать я обратил
внимание, что рамы абсолютно герметичны! Они вообще не реагируют на порывы
ветра! Никаких звуков, не то, что сквознячка!
Безумные бегуны-спортсмены встречаются и здесь.
Причем в специфическом «горном» варианте. При спуске вниз мне навстречу попался
человек в спортивной одежде, резво поднимающийся вверх. Я сначала не обратил на
него внимания, но когда он попался мне навстречу третий раз, я заподозрил его в
спортивном умысле. Носится по мокрым камням вверх и вниз под мелким дождем –
это странное развлечение даже для горных троллей.
Спускаясь вниз, подмечаешь детали, ускользнувшие
при восхождении. Например, многоквартирный дом на отшибе, развернутый фронтом к
морю.
Сложно представить себе ежедневные ощущения его
обитателей, которые утром подходят к окнам. Что они видят каждый день? Не
теплое, дружелюбное южное море. Это серо-свинцовая жидкость больше напоминающая
собой какой-нибудь химикат. И так изо дня в день, без существенных изменений!
Добро пожаловать, депрессия!
Город в выходные дни выглядит абсолютно пустынным,
куда деваются его жители не очень понятно.
Массово отправляются на рыбалку? Ну, предположим.
Через два года станешь признанным экспертом в этой области, обзаведешься горой
всяких рыбацких приблуд. А дальше? Продолжать это занятие с упорством
наркомана? Куда еще, на дачу? Те же скалы и море, только за городом. Уровень
шума тот же, воздух тот же.
Проходил мимо автобусной станции, но и там никакого
оживления не обнаружил. Два человека терпеливо ожидали транспорт неизвестно
откуда неизвестно куда.
Работают только небольшие ресторанчики в районе
порта. С трудом нашел сувенирный магазин, который был готов закрыться уже в
четыре часа пополудни. Местный музейчик Fiskermuseum вообще закрылся до 31 декабря без объяснения причин.
Вероятно, готовят сногшибательную экспозицию. Как сейчас вижу: 1-го января,
большая часть населения Алесунда стоит в очереди, мучаясь от похмелья, чтобы
посетить этот музей. Поэтому приходилось искать развлечения в обществе чаек,
которые чувствуют себя здесь полными хозяевами и искренне недоумевают, что на
их личный пирс забредают какие-то бескрылые организмы.
У входа в гавань можно встретить местный фьордовый
травмайчик, который доставляет местных жителей на дальние острова и обратно.
Что же они там все-таки делают?
Другое большое здание, которое я было принял за
музей, оказалось школой, с огромным внутренним двором и детской площадкой.
Церковь напоминает каменную постройку, накрытую
перевернутой лодкой.
Внутреннее убранство, витражи конечно же посвящены
морской тематике. Вход как и во всех храмах свободный и беспрепятственный.
Улетаю, звучит грустный джаз. Минимум формальностей
в аэропорту, сам выписывай себе посадочный талон, сам сдай багаж. Меньше часа
до Осло, даже толком в Интернете не пошаришь. Бокал «Килкенни» в излюбленном
баре «Seafood», в зоне
вылета. Толпы отъезжающих на границе против обыкновения нет. Все пустынно и
грустно. Возможно, предстоит большой перерыв в поездках в Норвегию. И
Гардермоен со мной просто вежливо прощается.
MakMcs®
Все фотографии здесь
https://picasaweb.google.com/MaxKomin/Alesund
Комментариев нет:
Отправить комментарий