пятница, 16 июня 2017 г.

Греция. Халкидики

Ситония. Халкидики.
16-29.VI.2017

«Эгейские авиалинии» вполне нормальная авиакомпания, доставляющая своих пассажиров из пункта М в пункт С. Самолеты в меру старые и достаточно чистые. Ничего лишнего - стандартный набор напитков и питания. Что удобно в Салониках - пассажиров выгружают двумя трапами, что очень быстро. Но быстрота выгрузки пассажиров с лихвой компенсируется неторопливой греческой границей и флегматичным багажным сервисом.
Машина в этом году – Nissan Qashqai.

Как оказалось, вполне вместительная и резвая машина. Еще раз скажу о пользе именно местной страховки «каско». Она крайне упрощает процесс сдачи машины и полностью устраняет беспокойство по поводу мелких царапин.
Базироваться, как и два года назад, мы собирались в Торони. Привычная дорога на полуостров Ситонию с обязательной остановкой в городке Никити для покупки меда,

свежих фруктов прямо у дороги

и больших авосек с продуктами в супермаркете на ближайшее время.
Торони нисколько не поменялся, ничего нового не добавилось. Все та же длинная улица вдоль моря. И тот же длинный пустой пляж с чистейшей водой

Хозяйка гостиницы Иоланда вспомнила нас и была рада, по крайней мере внешне.

Потом настал черед шоу «Ну, где ты там, Шурик?! Часть 2». Зная примерное время прибытия и предполагая, что Шурик с семейством пойдет ужинать именно в этот ресторан, мы засели в ближайших кустах. Дождались, когда все рассядутся и вышли сбоку с традиционной фразой: «Ну, где ты там?!». Шурик вообще не удивился, только выдохнул: «Опять!» Со съемкой я накосячил, надо было снимать Шурика крупным планом. Такого феерического «Ну, где ты там?!», как два года назад, не получилось.

В Торони в этом году достаточно многолюдно, машины в основном с сербскими и болгарскими номерами. Магазин все тот же. Ресторанов новых не добавилось, тестировали старые. Гастрономическая цель – объесться осьминогами, была достигнута в первый же день. Да так, что цель осталась еще и на следующее утро! На завтрак была яичница с осьминогами! Пробовали? - Нет? То-то!

А греческий йогурт с греческим медом?

Но счастье – не только есть, а также купаться, спать и гулять вдоль моря.

В этом году осваивали новые территории, решили съездить на материк, в древние земли Македонского царства, в его столицу Филиппы. Рассматривали два маршрута, один – через Салоники по более хорошей дороге, но на полсотни километров длиннее. Другой – напрямик через полуостров, по местным дорогам.

В итоге выбрали более сложный, но живописный. Как только мы свернули с трассы, дорога резко поменялась. Леса придвинулись ближе, нависли над дорогой. Полотно дороги по-прежнему хорошее, но стало уже, в смысле теснее. И никого!

Греческие указатели очень лаконичные, т.е. получается, что «греческие указатели – спартанские». В общем, если пропустить – все, путь теряется. В одном из городков, по-моему, Plana, заплутали совсем. Несколько раз проехали вокруг одного и того же места, пока не спросили дорогу. В итоге местный житель не только показал дорогу, но и любезно отодвинул вазу с цветами, давая нам проехать по пешеходной дорожке.
Дорога плавно стелилась под колеса с горы на гору, то огибая заросший гребень, то резко уходя вниз, то резко выскакивая на самый край обрыва. Первую остановку сделали как раз на таком карнизе, с которого открывается прекрасный вид на небольшой прибрежный городок Stratoni.

Периодически проезжали овеянные историей руины. Проезжали городок со скромным названием Олимпиада. Также где-то здесь в горах до сих пор существует небольшой городок – Родина Аристотеля.
После того, как мы выехали на трассу E90, поехали быстрее. Достигнув предместий Kavala, повернули в сторону от моря в направлении города Drama и через дюжину километров достигли городка Krinidies, около которого македонский царь Филипп воздвиг в свою честь столицу.
Большой паркинг был совсем пуст, поэтому можно было припарковаться в тени. Первым делом был сделан обстоятельный привал в местном кафе, с плюшками и грик-кофе. И только после этого можно идти погружаться в Историю.

Перед поездкой лучше почитать немного об этом месте, поскольку на месте информации немного и та на греческом либо английском. Комплекс большой, есть где побродить.

Отлично сохранился амфитеатр, в котором до сих пор проводятся музыкальные мероприятия. Забавно снимать панораму амфитеатра, перспектива просто выпрямляет его изгиб.

Несколько древних церквей разрушены основательно, без описания трудно понять, чем тут восхищаться.

Осилил подняться на древний Акрополь по козьей тропе. Тропинка виляет по склону холма, сначала она шириной в полметра, потом сужается до ширины стопы, да еще с камнями разного размера.

Два бойца карабкались напролом, пока не забрались на самую вершину

По мере подъема вид становится все масштабнее и красивее

Горизонт уползает вдаль, открывая аккуратную нарезку полей разного цвета.

На самой вершине уже хочется кричать «Тагииил!», что я, собственно, и сделал. Здесь особенно понятно, почему выбор Филиппа пал именно на это место.

Штурмовать даже деревянный городок на этой гряде, занятие тяжелое. Не говоря уже о каменном. Мощнее оружие разве что Время и сегодня от древнего города осталось буквально пару совсем руин. Отправил бойцов на разведку за гряду, посмотреть, чего там. Оказалось, еще пару руин малой степени сохранности.

Пока мы отдыхали перед спуском, нас настигло бродячее стадо коз, без пастуха, но под присмотром пары собак. Мы сидели и ждали довольно долго, пока неторопливые козы выщиплют всю траву между камнями.

Козы, не боясь подходили вплотную, выщипывая травинки прямо у ног.

Дождавшись какого-то просвета, начали спускаться

У подножья холма есть небольшой музей. Но первым пунктом посещается конечно же туалет, с длительным умыванием. Потом можно постоять у кондиционера, вдыхая прохладный воздух. И спустя минуту в голове конденсируется мысль: «А, вообще-то мы в музее, надо осмотреть!».

В экспозиции разные артефакты, найденные при раскопках. В основном статуи и их части. На улицу выходить не хотелось, но надо было уже потихоньку собираться в обратный путь. Поэтому, вторую часть комплекса, мне осмотреть не дали с мотивировкой «Ну шо там смотреть на те каменюки?!» И вот с такими равнодушными туристишками приходится путешествовать!

На асфальтовой дороге кто-то нанес странные надписи,

Но эти мои туристы их даже не заметили.
Обратно решили ехать квадратно-гнездовым способом, т.е. по прямой почти до Салоник и затем с разворотом в 270 градусов на Торони. Дорога хорошая и пустая, можно ехать 140-150.

А как же потом приятно занырнуть на закате в теплое море. Валятся на остывающем песке, наслаждаясь сменяющимися красками купающегося солнца, предвкушать ужин и вечерние посиделки.

В один из дней, устав от безбрежного простора пляжа в Торони, поехали на людный пляж в Каламицы. Парковка на набережной маловата, парковаться приходится далеко. Есть бесплатные зонтики, но у ресторанов. В море, метрах в ста есть небольшая скала с небольшими популяциями рыбок, но так, на один раз посмотреть.

Ездили к друзьям в Вурвуру, посмотреть на местные пляжи. Они более дикие и тесные, но очень живописные, вполне подходящие для маленьких детей.

Небольшие песчаные отмели для купания, длинное каменистое мелководье для прогулок и рассматривания живности.

Поесть, здесь же, недалеко, ресторан с таким типичным греческим названием – «Париж». Зашли пообедать большой компанией - никаких проблем. Сдвинули столы, рассадили. Плюс прекрасный вид на море.

Попробовали много чего - и супы, и салаты, и закуски. Дети ели мусаку и объелись, порция была огромна. Счет на 12 едоков - 177 евро.

Несколько раз съездили в Неас-Мармарас. Один раз специально на базар. Я наконец-то заснял эту ногораздирающую тележку.

Варварское устройство! Тонкие металлические прутики очень эффективно рвут как одежду, так и кожу. Сам рынок тесный и многолюдный. Цены примерно те же, что и в магазине, но товар для продажи сорван этим утром.

Зашли перекусить пита-гиросом и кофе в кафе опять-таки с типично греческим названием «Рома-пицца». И то, и другое в Греции тяжело испортить, но тут умудрились! Ленивые официанты своим отношением подпортили вкушение блюд. Впрочем, не стоит на них раздражаться, лучше смотреть на бухту Неас-Мармараса

Место, которое стоит посетить в окрестностях Неас-Мармараса – это деревня в горах Парфенонас (Parthenonas). Ее одно время забросили, потому как жители массово переселились ближе к морю и дороге.

Но потом реанимировали, сделали этно-деревню, куда особенно приятно приехать на закате. На самом гребне холмов устроено пару ресторанчиков. Так, чтобы можно было любоваться удалением Солнца ко сну. Шумная компания Шурикова семейства немедленно уселась ужинать. Эх, тяжело жить с диагнозом – «яма желудка». Вид пирующего Шургантюа не сочетался в моем понимании с церемонией созерцания заката, поэтому я переместился в соседнее кафе «Pauls», заказал только грик-кофе и сок, отключил мысли, растопырив во все стороны только восприятие.

Немного поснимал, до тех пор, пока очередная шумная компания не вывалилась на пятачок перед рестораном и не принялась делать селфи.

Порто-Куофо
Где как не в Греции прогуливаться на лодке? В соседней деревушке Порто-Коуфо (Porto Koufo) лодка на полдня в полное распоряжение стоит 70 евро. Нам достался четырехместный крейсер под гордым названием «Зефирос». Никаких прав вождения не требуется, инструктаж или скорее набор рекомендаций, занимает пять минут: скорость регулируется оборотами двигателя, штурвал несколько инерционен, волну лучше резать под углом. Также краткий курс навигации: допустимая скорость плавания, ограничения по расстоянию. Все очень просто и понятно.
Закинули вещи, отчалили. В этот момент мне остро не хватало треуголки и гордо реющего вымпела на мачте. Огромного и тяжелого, плавно переливающегося, как волна. И, по-хорошему, неплохо было бы включить бравурную музыку для выхода из бухты.

Выйдя в открытое море, можно прибавить обороты и, громко крича воинственные кличи, пытаться представить себе атаку византийской крепости с моря.

Немного успокоившись после первоначального восторга, я, как настоящий кэп, встал на траверз пляжа Торони, эффектно совершая поворот оверштаг. Чего еще не хватало, так это хоть одной, пусть и гладкоствольной пушечки, устроить салют. Предоставив Шурику запечатлеть нас со стороны, я красиво, на развороте дал полный газ и эффектно ушел по волне в крутой бейдевинд.

Процесс перемещения себя по морю требует переключения сознания на низшую передачу. Здесь не нужно ожидать стремительных скольжений, нужно просто наслаждаться ритмичной работой двигателя, плеском волн, плавным рысканьем лодки. Немного раздражает выхлоп от мотора, когда ветер впезапно дует с кормы. А лучше всего, назначить сына рулевым и отправиться на нос наслаждаться ветром и простором.

Дошли до самой оконечности полуострова Ситония, бросили якорь.

Местность абсолютно дикая, дороги по суше сюда нет. Искупались в чистейшей прозрачной воде. Лодка оказалась излишне легкой, когда я красиво сиганул рыбкой с носа, утлое суденышко отбросило на пару метров назад. Ржание семейства под водой я не слышал, им повезло.

Высадились на берег, отметив себя.

И не менее гордо вернулись в бухту, не забыв еще раз окунуться в черно-синюю глубину у скал.

Здесь же в Порто-Куофо нашли отличный ресторанчик «Дзидзикас».
Отмечали здесь домашний юбилей. Столик в первом ряду от моря лучше заказать заранее, поскольку к вечеру уже аншлаг. Заранее извиняюсь, если мое последующее описание вызовет приступ слюноотделения. Выступали само собой по морепродуктам: осьминога никто не отменял. Сардинки подаются очень оригинально, не просто "килька на блюде", а каждая сардинка развернута, из нее вынут скелет, взята еще такая же сардинка, между ним положен вяленый помидор и только после этого такой "бутерброд" запекается.

Вкуснотища! Рыба свежайшая! Выбрали почти двухкилограмовую рыбину, слопали без остатка.

Гастрономическое открытие - фирменный салат "дзидзикас" с оригинальной медовой заправкой. Домашние вина в запотевших кувшинчиках.

В конце приносят комплимент в виде вкусных сладостей. И все это с прекрасным видом на бухту Куофо. На следующий день приехали обедать, нас уже встречали, как своих.

Заключительные дни отпуска провели, наслаждаясь рассветами и закатами.

Уезжая, напутствовали Шурика: «Смотри за кустами, вдруг мы не уехали!».